Споры с автодилерами

Самые распространенные споры с автосалонами (дилерами, сервисами):

  • возврат гарантийного и негарантийного автомобиля ;
  • оказание некачественных услуг (окрасочные, жестяные и слесарные работы);
  • отказ в гарантийном ремонте.
Хотите получить консультацию оперативно?
Звоните нам по телефону: (812) 243-11-26, или воспользуйтесь
online-консультантом

Возврат автомобиля по гарантии

Возврат или обмен автомобиля по гарантии – сложный процесс. В первую очередь это связано с нежеланием продавца, производителя или импортера терять деньги. Сразу при выезде из автосалона автомобиль теряет в цене в среднем 15-30 % своей стоимости. Возврат или обмен машины связан с серьёзными убытками для продавца. Данная категория дел относится к одной из самых сложных в сфере защиты прав потребителей.

Продавец не вправе уменьшать гарантийный срок, установленный производителем, но вправе его увеличивать.

Закон о защите прав потребителей, дает право отказаться от автомобиля, при обнаружение любых недостатков в течение 15 дней, со дня передачи.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 указано, что потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара. Главное условие – это соблюдение срока предъявления таких требований, который не может превышать пятнадцати дней со дня передачи товара потребителю.

По истечении 15 дней вернуть машину можно только при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • в машине присутствует существенный недостаток, при этом существенный недостаток товара – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
  • нарушены сроки устранения недостатка машины предусмотренные законом о защите прав потребителей (кратчайший срок, но не более 45 дней при письменном соглашении сторон);
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков;
  • нарушено право на информацию – предоставление продавцом недостоверных сведений о товаре.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, и компенсацию морального вреда.

Возврат автомобиля по истечению гарантийного срока (в пределах срока службы)

Срок службы — это период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за его существенные недостатки.

Изготовитель имеет право самостоятельно принимать решение об установлении срока службы на автомобили.

Если срок службы на автомобиль не установлен, то за наличие в нём существенных недостатков, изготовитель несет ответственность в течение десяти лет со дня передачи его потребителю, а если день передачи установить невозможно — с даты его изготовления.

Оказание некачественных услуг

Нека­че­ствен­ный ремонт – рас­про­стра­нен­ное явле­ние в автомастерских. Неквалифицированный персонал, отсутствие должного контроля и желание обогатиться за счет потребителя приводят к нарушению прав автовладельцев.

Хотите получить консультацию оперативно?
Звоните нам по телефону: (812) 243-11-26, или воспользуйтесь
online-консультантом

Договор на оказание услуг с автосервисом заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения: данные о предприятии, данные потребителя, дата начала и окончания работ, перечень работ (и запчастей) с ценами, гарантийные сроки и иные сведения. Заключение письменного договора является обязательным условием до начала работ. Если потребитель не присутствует при оказании услуг, то составляется акт приема-передачи, где подробно описывается состояние ТС: комплектность, повреждения и пр.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги (выполнять работы) за плату, а также обусловливать оказание одних услуг (выполнение работ) обязательным исполнением других. Потребитель вправе отказаться от оплаты оказанных без его согласия услуг (выполненных работ), а если они уже оплачены, – потребовать возврата уплаченных за них сумм.

В случае обнаружения, что услуги оказаны некачественно, потребитель вправе:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

В случае полной или частичной утраты (повреждения) принятого у потребителя автомототранспортного средства (запасных частей и материалов) исполнитель обязан известить об этом потребителя и в 3-дневный срок передать безвозмездно в собственность потребителю автомототранспортное средство (запасные части и материалы) аналогичного качества либо возместить в 2-кратном размере цену утраченного (поврежденного) автомототранспортного средства (запасных частей и материалов), а также расходы, понесенные потребителем.

Отказ в гарантийном ремонте

Прекратить гарантию может только производитель, но никак не дилер. Гарантийные обязательства приняты на себя производителем автомобиля, поэтому у дилера нет полномочий прекращать гарантийные обязательства производителя.

Дилеры под любыми предлогами пытаются отказаться от проведения гарантийных работ и навязать автовладельцам платные услуги. Ведь с платных услуг дилер зарабатывает больше, чем при выполнении гарантийных работ.

Любое решение дилера можно оспорить в суде. Дилер должен доказывать, что поломка не покрывается гарантий и вызвана неправильной эксплуатацией машины. В случае спора о причинах поломки дилер обязан провести проверку качества товара или назначить экспертизу. Имея большой опыт и являясь профессиональным участником рынка у дилеров есть свои эксперты, которые могут давать удобные им заключения.

Основные причины отказа в гарантийном ремонте:

  • несвоевременное прохождение ТО;
  • проведение ремонта в сторонних автосервисах;
  • установка дополнительного оборудования;
  • участие в ДТП;
  • нарушение правил эксплуатации ТС.

Дилер не вправе произвольно или под надуманными предлогами отказать в гарантийном ремонте. Если причина поломки не связана с действиями потребителя, а произошла по вине производителя, то дилер обязан эту поломку устранить по гарантии.

Споры с автосалонами

С некоторых пор увеличилось число жалоб на недобросовестное поведение со стороны автосалонов, автодилеров и иных организаций, продающих транспортные средства.

Наиболее распространенными нарушениями со стороны автосалонов являются:

  • Продажа некачественного автомобиля
  • Отказ в гарантийном ремонте
  • Обман при продаже авто (представление ложной информации о состоянии авто, его происхождении, навязывание дополнительных услуг, комплектующих, и т.д.).
  • Совершение таких действий является прямым нарушением законодательства о защите прав потребителей. В таких случаях необходимо незамедлительно обращаться к способам защиты прав, которые указаны ниже.

Этапы защиты прав

Если автосалон не соглашается добровольно удовлетворить правомерное требование клиента и уладить разногласия, то можно воспользоваться следующими способами защиты прав:

  1. Написать претензию в автосалон;
  2. Проведение независимой экспертизы (если вопрос в качестве);
  3. Подать в суд на автосалон;
  4. Претензия в автосалон.

Если продавец не соглашается добровольно урегулировать спор, то прежде всего, до предъявления иска в суд, следует направить письменную официальную досудебную претензию к автосалону с указанием законных требований в соответствии с Законом о защите прав потребителей.

В какие сроки ждать ответа

Салон обязан ответить на письменное требование в следующие сроки:

  • замена ТС – 20 дней;
  • возврат денег за машину – 10 дней;
  • и проведение гарантийного ремонта – 45 дней.

Если требование не удовлетворяют

По истечении указанных выше сроков для добровольного удовлетворения или при получении отказа клиент вправе предъявить иск к автосалону, однако перед этим следует провести независимую экспертизу.

Как направить и написать претензию в автосалон

В претензию нужно включить все фактические сведения, историю отношений с автосалоном, релевантные ссылки на статьи нормативных актов, а также приложить копии документов, на которые в претензии содержатся ссылки.

Перед направлением претензии к необходимо удостовериться, что она будет правильно составлена и направлена в пределах установленных законом сроков.

Независимая экспертиза

Очень важное значение в судебном производстве по данному спору имеют результаты независимой экспертизы.

В статье Возврат автомобиля в автосалон мы указывали, что потребитель вправе потребовать у продавца проведения независимой экспертизы за счет продавца, однако результаты такой экспертизы крайне редко подтверждают позицию потребителя, так как эксперта выбирает продавец.

Покупатель вправе также провести независимую экспертизу самостоятельно и за свой счет, самостоятельно выбрав надлежащего автомобильного эксперта.

Зачем проводить независимую экспертизу самостоятельно?

Она проводиться для целей представления суду доказательств наличия дефектов, в результате наличия которых у клиента возникло право вернуть деньги за машину или на гарантийный ремонт, соответственно.

Когда следует проводить независимую экспертизу

Экспертизу следует проводить до предъявления исковых требований, когда автосалон уже дал ясно понять, что не собирается удовлетворять требования потребителя, либо уклоняется от их удовлетворения.

Проведение экспертизы позволит дополнительно убедиться в своей правоте и иметь необходимое доказательство перед судом.

Кому следует поручить проведение независимой экспертизы

В интересах потребителя поручить проведение независимой экспертизы (проводимой за свой счет) тому эксперту, который предоставит наиболее обоснованные результаты в своем отчете.

Независимую экспертизу должен проводит адекватный эксперт, хорошо знакомый с регулированием, применимым к составлению отчета эксперта.

Иск к автосалону

Если требования потребителя не были удовлетворены продавцом в установленный срок и была проведена независимая экспертиза (если применимо), то уже можно подать в суд на автосалон.

Предъявление иска в судах общей юрисдикции в основном регулируется главой 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Что можно получить в суде

В судебном порядке потребитель на основе действующего законодательства может предъявить требования о взыскании с салона следующих сумм:

1% от стоимости авто за каждый день просрочки удовлетворения требований (3% для требований о гарантийном обслуживании). При этом нужно понимать, что судебный процесс по подобным делам в некоторых случаях может продолжаться, в некоторых случаях, более 200 дней, соответственно сумма требований может достигать более 200% стоимости товара только на основании этого требования, только на основании взыскания неустойки.

  • Затраты на юридические услуги, независимую экспертизу, и иные расходы (например, почтовые), и т.д.;
  • Любые суммы ущерба, причиненного недостатками товара (например, эвакуатор);
  • Плата по КАСКО;
  • Сумма уплаченных банку процентов и комиссий по кредитному договору (если автомобиль был приобретен в кредит);
  • Моральный ущерб;
  • Штраф в размере 50% от всей присужденной клиенту суммы (то есть от суммы всех требований, указанных выше).

Как видно выше, в суде покупатель может взыскать сумму, которая в несколько раз превышает первоначальную стоимость приобретенного ТС.

Именно поэтому продавцы стараются не доводить конфликт до суда, предлагая различные «выгодные условия», на которые не стоит соглашаться.

Судебная практика: споры с автосалонами

В настоящее время судебная практика по данным вопросам уже сложилась, поэтому вернуть деньги за машину или обязать провести ремонт, возместив при этом все расходы не представляет проблемы при юридически верном подходе и при условии следования определенному алгоритму действий.

Подводя итог

Таким образом, при желании вернуть деньги за автомобиль или обязать автосалон провести гарантийный ремонт, если продавец не удовлетворяет законные требования, клиент может предъявить претензию в автосалон и затем подать иск к автосалону, эффективно защитив свои права.

Законом о защите прав потребителей на продавца налагаются существенные штрафные санкции за неисполнение законных требований потребителя, взыскание которых с полностью покроет любые затраты, ущерб и потраченные нервы.

Осуществить возврат автомобиля в автосалон возможно по широкому перечню оснований. При этом автомобили редко бывают без недостатков, а обратившись к соответствующему эксперту и опытным юристам вернуть автомобиль в автосалон и вовсе не составит труда.

Необходимо уже на самом начальном этапе спора с продавцом обращаться к квалифицированным юристам, так как в противном случае существует риск того, что требования не будут удовлетворены вовсе по тем или иным правовым основаниям.